|
|
|
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУКОМОЛЬНО-КРУПЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА 2012-2020 ГОДА
Программа развития мукомольно-крупяной промышленности на 2012-2020 года » Программа
I. Проблемы и необходимость разработки программы развития мукомольно-крупяной промышленности
Настоящая программа развития мукомольно-крупяной промышленности разработана на основании поручений Президента Российской Федерации от 4 октября 2010 г по итогам совещания по вопросам развития переработки сельскохозяйственной и рыбной продукции, прошедшего 15 сентября 2010 г в г. Мурманске, Постановления Правительства РФ от 25 октября 2010 г № 1873-р «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года», Постановления Главного государственного врача Российской Федерации от 16 сентября 2003 г № 148 «О дополнительных мерах по профилактике заболеваний обусловленных дефицитом железа в структуре питания населения».
Несмотря на стабильное обеспечение потребителей мукой и крупами, в мукомольно-крупяной промышленности наметился целый ряд недостатков, которые начинают сказываться на работе предприятий.
Техническое оснащение мельниц и крупозаводов находится на низком уровне. В стране 112 мельниц общей мощностью 7 млн. тонн производства муки в год дореволюционной постройки, 33 мельницы мощностью 2 млн. тонн муки введены в строй с 1917 по 1945г.г., остальные товарные мельницы с потенциалом 8,2 млн. тонн муки, построены в 1945-1980г.г.
В крупяном производстве 30% мощностей эксплуатируется с 1917г. и около 14% - довоенной постройки. Половина ныне действующих заводов введена в строй до 80-х годов прошлого столетия.
Таким образом, около 50% мельзаводов и крупяных предприятий находятся в работе по 30-40 лет и по своей технической оснащенности устарели, используют несовершенные технику и технологии, энергоемки, не автоматизированы, что не позволяет вырабатывать продукцию с высокими качественными показателями. Недозагруженность товарных мельниц делает их убыточными, что не позволяет вкладывать средства в модернизацию предприятий, приобретать современное оборудование.
По этой причине не имеют заказов на изготовление техники отраслевые машиностроительные предприятия, без заказов на разработку прогрессивных технологий, новых стандартов остаются ученые ВНИИЗерна.
Во всем цивилизованном мире муку и крупы относят к товарам, которые не должны пробивать себе дорогу на рынок в острой конкурентной борьбе. Производство их осуществляется адекватно потреблению. Под потребности с небольшим запасом строятся мощности по выработке муки и крупы, которые в целях продовольственной безопасности рассосредотачиваются по всей стране из расчета 1 мельница производительностью примерно 150 тыс. тонн муки в год на 1 миллион жителей региона.
Такой подход к развитию производственных мощностей был и в России вплоть до 90-х годов прошлого столетия. Однако с середины 90-х годов в стране начали работать небольшие цеха (минимельницы). С их вводом (около 9000 объектов) появилась «теневая» мука, ухудшилось качество продукции, почти в два раза снизился коэффициент использования мощностей индустриальных мельзаводов, отчитывающихся перед Росстатом. В 2009 году в среднем по стране он составил 53,4%. Только за счет работы минимельниц (с пониженными выходами муки) страна ежегодно теряет около 1 миллиона тонн пшеницы и ржи.
Предприятия, вырабатывающие крупы, загружены на 68%, однако есть регионы, где этот показатель не превышает 30%.
Техника и технологии в крупяном производстве устарела, что не позволяет производить крупы с высокими качественными показателями. Низок удельный вес зерновых продуктов быстрого приготовления, с сокращенным временем варки, хлопьев, овсяных продуктов, сухих завтраков, продуктов для детского и диетического питания и т.д. По производству этой продукции Россия отстает от европейских стран в 4 раза, от США – в 9 раз.
На крупозаводах не решена проблема утилизации лузги. При переработке риса, гречихи, овса, проса, гороха получается около 850 тыс. тонн лузги, которая в лучшем случае сжигается.
На качестве муки и крупы отрицательно сказывается недостаточное производство зерна продовольственных кондиций. Так, если в начале 90-х годов прошлого столетия только государственные закупки твердой пшеницы 3 класса и неклассной твердой пшеницы для производства макаронной крупки и муки составляли соответственно 482 тыс. тонн и 422 тыс. тонн, а мягкой пшеницы 2 класса – 576 тыс. тонн, 3 класса – 5000 тыс. тонн, то в 2009-2010 годах нет никаких данных по производству пшеницы твердых сортов, на рынке практически не предлагается мягкая пшеница 2 класса, а удельный вес зерна продовольственных кондиций (65-70%) в основном состоит из пшеницы 4 класса. Совсем мало производится ржи. Для выработки пшеничной муки необходимо ежегодно иметь 19,5 млн. тонн пшеницы 3 класса, ржаной муки – 1,8 млн. тонн ржи продовольственных кондиций.
Для выработки круп недостаточно производится риса, гречихи, проса, гороха.
|
II. Цели Программы и прогноз развития мукомольно-крупяной промышленности на 2012 – 2020 годы
Целями данной Программы являются:
- внедрение энергосберегающих технологий, обеспечивающих глубокую переработку зерна, повышающих выход готовой продукции с единицы зернового сырья;
- упорядочение производства мукомольно-крупяной продукции, расширение её ассортимента и повышение качества, сокращение импорта продуктов на злаковой основе за счет собственного производства;
- улучшение здоровья женщин и детей за счет организации производства витаминизированной муки;
- оживление работы отраслевых машиностроительных предприятий по производству нового, импортно-заменяемого оборудования;
- расширение тематики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию техники нового поколения.
Для обеспечения указанных целей необходимо решение следующих основных задач:
- обеспечить строительство при мельзаводах в регионах страны с излишним производством пшеницы (в Сибири, на Северном Кавказе, Центральной черноземной зоне) 20-ти заводов по глубокой переработке зерна с использованием отечественного и импортного оборудования;
- ввести на 200-х мельзаводах линии по обогащению пшеничной муки высшего и первого сорта витаминами и минеральными добавками;
- внедрить на 350 индустриальных мельничных предприятиях совершенную технику, обеспечивающую улучшенную подготовку зерна к помолу и на этой основе на 30% снизить расходы энергоресурсов на переработку зерна и на 2% повысить выхода готовой продукции;
- внедрить на крупозаводах линии по выпуску продуктов быстрого приготовления или готовых к употреблению на основе предварительной варки, инфракрасной термообработки, экструдирования;
- построить линии по переработке лузги – отходов крупяного производства;
- провести перерегистрацию мукомольных и крупяных предприятий – субъектов малого предпринимательства. Распространить на них действие приказа Росстата от 14.10.2009г № 226 о предоставлении отчетов по производству и отгрузке товаров по форме № П-1;
- посредством таможенно-тарифного регулирования запретить ввоз в страну мельничных агрегатных комплексов единичной мощностью до 100 тонн переработки зерна в сутки.
В результате реализации Программы будут введены следующие производственные мощности:
|
По глубокой переработке зерна
|
Всего
тонн в сутки
|
ввод мощностей по годам
|
2012г
|
2013г
|
2014г
|
2015г
|
2016г
|
2017г
|
2018г
|
2019г
|
2020г
|
Всего по России,
в том числе:
|
8200
|
-
|
-
|
1000
|
1100
|
1300
|
1300
|
1000
|
1100
|
1400
|
Алтайский край
|
2000
|
-
|
-
|
500
|
-
|
500
|
-
|
500
|
-
|
500
|
Омская область
|
900
|
-
|
-
|
-
|
300
|
-
|
300
|
-
|
300
|
-
|
Новосибирская область
|
600
|
-
|
-
|
-
|
300
|
-
|
300
|
-
|
-
|
-
|
Краснодарский край
|
2000
|
-
|
-
|
500
|
-
|
500
|
-
|
500
|
-
|
500
|
Ставропольский край
|
1800
|
-
|
-
|
-
|
500
|
-
|
400
|
-
|
500
|
400
|
Ростовская область
|
600
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
300
|
-
|
300
|
-
|
Курская область
|
300
|
-
|
-
|
-
|
-
|
300
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Строительство 20 заводов по глубокой переработке зерна позволит перерабатывать ежегодно 2,5 млн. тонн пшеницы. Выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью для использования в мукомолье, хлебопечении, кондитерском и макаронном производствах, при выработке колбасных изделий, мясных полуфабрикатов, диетических и диабетических продуктов питания.
После ввода указанных объектов на них ежегодно будет вырабатываться следующая продукция на общую сумму около 44 млрд. руб. в ценах 2011 г:
- крахмал «А» - 1220 тыс. тонн;
- глютен - 200 тыс. тонн;
- этиловый спирт - 13123,4 тыс. тонн;
- масло растительное - 50 тыс. тонн;
- корма для животных - 500 тыс. тонн.
Глютен (сухая клейковина) пользуется большим спросом за рубежом и может стать предметом экспорта. В связи с удорожанием сахара на мировом рынке следует ожидать увеличения спроса на крахмал «А», из которого изготовляются сиропы, заменители сахара в кондитерской промышленности.
|
Выработка муки с использованием современных технологий и высокоэффективного оборудования:
число мельниц/ тонн в сутки
|
Всего
|
в том числе по годам
|
2012г.
|
2013г.
|
2014г.
|
2015г.
|
2016г.
|
2017г.
|
2018г.
|
2019г.
|
2020г.
|
Внедрение фотоэлектронных сепараторов
число мельниц
суточная мощность
|
200
59200
|
1
500
|
4
1700
|
13
5600
|
20
6500
|
25
7300
|
30
8500
|
32
8600
|
35
9500
|
40
11000
|
Внедрение машин по шелушению зерна
число мельниц
суточная мощность
|
310
33600
|
2
350
|
10
1400
|
20
2350
|
28
2700
|
35
3300
|
40
4450
|
55
5950
|
60
6500
|
60
6600
|
Внедрение установок по увлажнению зерна
число мельниц
суточная мощность
|
350
59440
|
2
340
|
15
2600
|
25
4250
|
35
5900
|
43
7300
|
50
8500
|
55
9300
|
60
10200
|
65
11050
|
Очистка зерна на фотоэлектронных сепараторах с последующим шелушением позволит при сокращении традиционно используемого оборудования улучшить качество продукции, повысить выход муки на 2,0%, экономить по 500 тыс. тонн пшеницы ежегодно.
|
По витаминизации муки
По данным «Детского фонда ООН «ЮНИСЕФ» в 50 стран мира, в том числе высокоразвитых индустриальных государствах практикуется витаминизация пшеничной муки витаминами, фолиевой кислотой, солями железа. Действуют специальные государственные программы по фортификации муки.
Учитывая опыт этих стран, в Российской Федерации следует принять аналогичную программу. Для этого в течение предстоящих 9 лет в 63-х субъектах Российской Федерации необходимо дооснастить 200 мельзаводов дополнительными емкостями, дозаторами и смесителями. Мероприятия по обогащению муки показаны в Приложении № 1 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012– 2020 годы (Подпрограмма «Развитие мукомольно-крупяной промышленности»).
Реализация мероприятия позволит увеличить производство витаминизированной муки с 50 тыс. тонн до 6070 тыс. тонн в год, закроет потребность страны в этой продукции.
По увеличению производства крупы быстрого приготовления, сухих завтраков на злаковой основе
В течение 2012 – 2020 гг в целях реализации данных мероприятий необходимо внедрить в крупяное производство 95 фотоэлектронных сепараторов, 38 линий по выработке круп быстрого приготовления или не требующих варки, 95 экструдеров для производства сухих завтраков.
Производство пищевых продуктов на злаковой основе в 2012 - 2020г.г.
(тыс.тонн)
|
в том числе по годам
|
в процентах
2020г к 2012 г
|
2012г
|
2013г
|
2014г
|
2015г
|
2016г
|
2017г
|
2018г
|
2019г
|
2020г
|
Зерновые продукты быстрого приготовления или готовые к употреблению, всего, т.ч.
|
130,0
|
155,0
|
200,0
|
250,0
|
300,0
|
350,0
|
400,0
|
450,0
|
500,0
|
в 3,8 раза
|
на основе ИК обработки и других технологий
|
35,0
|
40,0
|
60,0
|
70,0
|
95,0
|
123,0
|
152,0
|
181,0
|
220,0
|
в 6,3 раза
|
сухие завтраки
|
85,0
|
100,0
|
120,0
|
140,0
|
160,0
|
180,0
|
200,0
|
220,0
|
230,0
|
в 2,7 раза
|
детское и диетическое питание
|
10,0
|
15,0
|
20,0
|
40,0
|
45,0
|
47,0
|
48,0
|
49,0
|
50,0
|
в 5 раз
|
Мероприятия по внедрению новой техники показаны в Приложениях № № 2,3,4 к Подпрограмме по развитию мукомольно-крупяной промышленности. Их реализация позволит увеличить к 2020г в сравнении с 2012 г производство зерновых продуктов быстрого приготовления, готовых к употреблению в целом в 3,8 раза (с 130 тыс. тонн до 500 тыс. тонн), а сухих завтраков с 85 тыс. тонн до 230 тыс. тонн, продуктов детского и диетического питания на злаковой основе с 10 тыс. тонн до 50 тыс. тонн или в 5 раз.
|
По утилизации отходов крупяного производства (лузги и мучки)
В мировой практике лузга и мучка используются как сырьевые ресурсы в производстве кормов для животных, топливных пеллет, нефтесорбента, а также для получения кремния, сырья в фармакологической промышленности.
На первом этапе реализации программы необходимо внедрить мероприятия, обеспечивающие утилизацию лузги, мучки и кормовых отходов при производстве рисовой, гречневой крупы, пшена, ячневой и перловой крупы.
Смонтировать линии по производству кормов для животных и топливных пеллет:
|
ввод мощностей и производство продукции по годам
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
число линий ( шт.)
производство кормов для животных (тыс. тонн в год)
|
1
30,5
|
2
61,0
|
3
91,5
|
3
91,5
|
2
61,0
|
3
91,5
|
3
91,5
|
3
91,5
|
3
91,5
|
число линий (шт.)
производство топливных пеллет (тыс. тонн в год)
|
1
30,5
|
1
30,5
|
1
30,5
|
1
30,5
|
2
61,0
|
2
61,0
|
2
61,0
|
2
61,0
|
1
30,5
|
Итого за период действия программы предполагается увеличить производство кормов для животных из отходов крупяного производства от 0 до 500 тыс. тонн в год, топливных пеллет - от 30 до 700 тыс. тонн в год.
Основными условиями достижения прогнозируемых показателей развития мукомольных и крупяных предприятий в 2012 – 2020 годы являются:
- создание условий, побуждающих собственников мукомольных и крупяных предприятий, субъекты Российской Федерации для внедрения предусмотренных программой мероприятий по модернизации и техническому перевооружению отрасли;
- выделение в предусмотренных объёмах денежных средств из федерального бюджета, региональных бюджетов субъектами Российской Федерации и кредитными учреждениями;
- обеспечение производства технологического оборудования, средств автоматизации и контроля отечественными машиностроительными предприятиями;
- решение вопросов с регистрацией субъектов малого предпринимательства, с учетом выпускаемой ими продукции, а также сдерживание поступлений в страну мельничных агрегатов малой мощности.
Вместе с тем при реализации мероприятий могут возникнуть некоторые трудности и риски, связанные как с принятием необходимых распоряжений со стороны исполнительных структур федеральных органов власти, исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и у бизнесструктур с реализацией новых продуктов производства.
К этим проблемам следует отнести:
- возможные трудности с принятием распорядительных документов относительного учета малых предприятий и предоставления ими отчетности по выработанной продукции.
Следует отметить, что если этот самый простой вопрос, не требующий капвложений, не будет решен положительно, то выполнение всего комплекса мероприятий по модернизации отрасли в 2012 – 2020 гг окажется под угрозой срыва.
- несвоевременное выделение денежных средств из федерального и региональных бюджетов, а также традиционные проволочки со стороны банковских структур при выделении денежных кредитов под реконструкцию и техническое перевооружение предприятий;
- сложности с выделением сырья для предприятий по глубокой переработке зерна в неурожайные годы;
- затруднения с производством в стране и поставками витаминов В1, В2, РР, солей железа для предприятий осуществляющих фортификацию муки.
|
III. Ресурсное обеспечение программы и основные индикаторы её реализации
Необходимый объем финансирования Подпрограммы в 2012 – 2020гг составляет 10490,0 млн. рублей и распределяется следующим образом:
млн. рублей
|
Всего
|
в том числе по годам
|
2012г
|
2013г
|
2014г
|
2015г
|
2016г
|
2017г
|
2018г
|
2019г
|
2020г
|
По всем источникам, всего,
из них:
|
10490,0
|
130,0
|
627,5
|
978,0
|
1399,0
|
1448,0
|
1778,5
|
1185,5
|
1488,5
|
1455,0
|
субсидии
|
2129,0
|
78,0
|
494,0
|
755,0
|
1079,0
|
1121,0
|
1429,0
|
932,0
|
1233,0
|
1240,0
|
заемные источники
|
8361,0
|
52,0
|
133,5
|
223,0
|
320,0
|
327,0
|
349,5
|
253,5
|
255,5
|
215,0
|
|
Ресурсное обеспечение Подпрограммы в разрезе мероприятий:
млн. рублей
|
Всего
|
в том числе по годам
|
2012г
|
2013г
|
2014г
|
2015г
|
2016г
|
2017г
|
2018г
|
2019г
|
2020г
|
Глубокая переработка зерна
|
Всего,
в том числе:
|
6400,0
|
-
|
400,0
|
600,0
|
900,0
|
900,0
|
1200,0
|
600,0
|
900,0
|
900,0
|
за счет субсидий
|
640,0
|
-
|
40,0
|
60,0
|
90,0
|
90,0
|
120,0
|
60,0
|
90,0
|
90,0
|
за счет заемных источников
|
5760,0
|
-
|
360,0
|
540,0
|
810,0
|
810,0
|
1080,0
|
540,0
|
810,0
|
810,0
|
Совершенствование технологии подготовки зерна к помолу с использованием высокоэффективного оборудования
|
Всего,
в том числе:
|
2080,0
|
17,0
|
64,0
|
140,0
|
200,0
|
247,0
|
290,0
|
343,0
|
373,0
|
406,0
|
за счет субсидий
|
208,0
|
2,0
|
6,0
|
14,0
|
20,0
|
25,0
|
29,0
|
34,0
|
38,0
|
40,0
|
за счет заемных источников
|
1872,0
|
15,0
|
58,0
|
126,0
|
180,0
|
222,0
|
261,0
|
309,0
|
335,0
|
366,0
|
Витаминизация муки
|
Всего, в т. ч.:
|
1100,0
|
36,0
|
70,0
|
128,0
|
189,0
|
193,0
|
178,0
|
137,0
|
105,0
|
64,0
|
за счет субсидий
|
1100,0
|
36,0
|
70,0
|
128,0
|
189,0
|
193,0
|
178,0
|
137,0
|
105,0
|
64,0
|
Производство пищевых продуктов на злаковой основе
|
Всего,
в том числе:
|
810,0
|
72,0
|
85,0
|
98,0
|
98,0
|
98,0
|
97,0
|
92,0
|
97,0
|
73,0
|
за счет субсидий
|
81,0
|
9,0
|
9,0
|
9,0
|
9,0
|
9,0
|
9,0
|
9,0
|
9,0
|
9,0
|
за счет заемных источников
|
729,0
|
63,0
|
76,0
|
89,0
|
89,0
|
89,0
|
88,0
|
83,0
|
88,0
|
64,0
|
Утилизация лузги – отходов крупяного производства
|
Всего, в т. ч.:
|
100,0
|
5,0
|
8,5
|
12,0
|
12,0
|
10,0
|
13,5
|
13,5
|
13,5
|
12,0
|
за счет субсидий
|
100,0
|
5,0
|
8,5
|
12,0
|
12,0
|
10,0
|
13,5
|
13,5
|
13,5
|
12,0
|
|
Основные целевые индикаторы реализации мероприятий Продпрограммы развития мукомольно-крупяной промышленности в 2012 – 2020 гг:
|
Ед.
изме
рения
|
в том числе по годам
|
Рост
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
произ-ва
продук-
ции за
2012 - 2020 гг
|
Объёмы глубокой переработки зерна с использованием инновационных технологий
|
тыс. тонн в год
|
51
|
51
|
356
|
691
|
1088
|
1484
|
1789
|
2125
|
2552
|
в 50 раз
|
Производство муки с использованием современных технологий
|
тыс. тонн в год
|
100
|
420
|
960
|
1580
|
2350
|
3350
|
4700
|
6200
|
7700
|
в 77 раз
|
Производство пищевых продуктов на злаковой основе
всего, в том числе:
|
тыс. тонн в год
|
130
|
155
|
200
|
250
|
300
|
350
|
400
|
450
|
500
|
в 3,8 раза
|
- на основе ИК обработки
|
-«-
|
35
|
40
|
60
|
70
|
95
|
123
|
152
|
181
|
220
|
в 6,3 раза
|
- сухие завтраки
|
-«-
|
85
|
100
|
120
|
140
|
160
|
180
|
200
|
220
|
230
|
в 2,7 раза
|
- детское и диетическое питание
|
-«-
|
10
|
15
|
20
|
40
|
45
|
47
|
48
|
49
|
50
|
в 5,0 раз
|
Производство
витаминизированной муки
|
тыс. тонн в год
|
50
|
200
|
505
|
1045
|
3000
|
3900
|
4600
|
5300
|
6070
|
в 121 раз
|
Производство кормов из лузги
|
тыс. тонн в год
|
31
|
92
|
184
|
276
|
337
|
429
|
521
|
613
|
705
|
в 23 раза
|
Производство
топливных пеллет
|
тыс. тонн в год
|
31
|
62
|
93
|
124
|
185
|
246
|
307
|
368
|
399
|
в 13 раз
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учет предприятий и предоставление отчетности по производству мукомольной и крупяной продукции позволит реально оценивать количество производственных объектов, объем вырабатываемой муки и крупы, более достоверно оценивать расход зерна для их выпуска, что особенно важно для составления баланса зерна и принятия правильных решений по использованию в стране зерновых ресурсов.
Запрет на ввоз в страну маломощных мельничных агрегатов и крупорушек сократит распространение этих неэффективных производств, позволит экономить до 500 тыс. тонн в год зернового сырья при выпуске муки и крупы.
|
IV. Регулирование рынка зерна и продуктов его переработки
Регулирование рынка зерна муки и крупы осуществляется в целях:
- создания надлежащей сырьевой базы для производства мукомольно-крупяной продукции;
- стимулирования производства высококачественного зерна в необходимых объемах;
- наращивания производства мучных смесей, фортифицированной муки, новых продуктов питания на злаковой основе, продукции для выработки детского и диетического питания;
- стимулирования экспорта муки и крупы;
- снижения сезонных ценовых колебаний на зерно и продукты его переработки;
- создания надлежащих экономических условий для мукомольных и крупяных предприятий в получении ими доходности, обеспечивающей инновационное развитие.
Основными механизмами реализации программы по регулированию рынка зерна и продуктов его переработки должны стать изучение и внедрение опыта некоторых стран мира по закупкам зерна для обеспечения им потребителей внутри страны, а также экспорта (Канада, Турция).
На государственном уровне необходимо принять решения по улучшению учёта производства зерна и продуктов его переработки. Внести корректировку в форму отчетности № П-1 Росстата и обеспечить учёт производимой продукции не только крупными и средними предприятиями, но и небольшими производствами не зависимо от численности занятых на них работников.
Создать равные экономические условия для работы крупных, средних и малых предприятий, занимающихся производством муки и крупы.
Перекрыть каналы сбыта нелегально производимой и контрафактной продукции, товарам низкого качества не отвечающим нормам безопасности.
В целях поддержания цен на мукомольно-крупяную продукцию обеспечить более мобильную схему закупок зерна в интервенционный фонд и товарных зерновых интервенций, основанных на действующих рыночных ценах на зерно.
При решении вопроса о включении механизма закупок зерна в интервенционный фонд, а также начала зерновых интервенций учитывать мнение Национального Союза зернопроизводителей и Российского Союза мукомольных и крупяных предприятий.
|
|
|
НОВОСТИ
[ 21.11.2024 ]
20 ноября 2024г состоялось очередное заседание Правления Российского союза мукомольных и крупяных предприятий, на котором рассмотрен ряд вопросов, касающихся предварительных итогов уборки урожая 2024 года, обеспечения сырьём мельниц и крупозаводов, итогов работы Союза в 2024 году, основных направлениях деятельности в 2025 году, избрания вице-президентов Союза
подробнее » [ 07.10.2024 ]
26-27 сентября 2024г в Москве состоялся XVI Съезд мукомольных и крупяных предприятий России. По итогам работы выработана Резолюция участников Съезда
подробнее » [ 27.08.2024 ]
Публикуем письмо, направленное в адрес Министра сельского хозяйства Российской Федерации О.Н. Лут
подробнее »
Все новости »
|
|
|