[ 19.02.2025 ]
«18» февраля 2025 г. № 14
Министру сельского хозяйства
Российской Федерации
О.Н. Лут
Уважаемая Оксана Николаевна!
Российская мукомольная отрасль на протяжении последней пятилетки показывает устойчивый рост, в полной мере обеспечивая потребности страны в мукомольно-крупяной продукции высокого качества, в требуемых объемах и по доступным ценам.
По состоянию на начало 2025 года, уровень оптовых отпускных цен на основные виды мукомольной продукции сопоставим с ценами февраля 2022 года, несмотря на значительно возросшие производственные и транспортные расходы.
Опережающими темпами наращивается экспорт муки и крупы в ассортименте, который по сравнению с 2021 годом увеличен на 450%.
Такие результаты в значительной степени достигнуты благодаря государственной поддержке со стороны Минсельхоза России, прежде всего, льготного кредитования предприятий отрасли.
Льготное кредитование, в условиях ограниченных ресурсов собственных оборотных средств у мукомолов позволяет сдерживать рост цен на мукомольно-крупяную продукцию - основу питания россиян.
Коммерческое кредитование в настоящее время возможно по ставке выше 25%, и при существующих оптовых ценах на муку приведет к массовому банкротству индустриальных мукомольных предприятий, и опережающему инфляцию росту цен на мукомольную продукцию.
Такое, к сожалению возможно, так как в опубликованном Минсельхозом «Плане льготного кредитования заемщиков на текущий 2025 финансовый год по состоянию на 05 февраля 2025г» выделение денежных средств на переработку продукции растениеводства не предусмотрено.
Кроме того, в Российской Федерации существует значительное количество мелких, технически и технологически несовершенных производств, которые фактически обрушивают рынок муки, работая в «сером» сегменте, выпуская продукцию низкого качества, но по ценам, позволяющим демпинговать на рынке. Это еще более ухудшает финансово-хозяйственную деятельность добросовестных производителей. Ситуацию должно было устранить введение в действие ФГАИС «Зерно». Однако, по неизвестным причинам, из-под действия ФГАИС были выведены предприятия хлебопечения, являющиеся основным потребителями производимой в стране муки (58% всего объема). Таким образом, расходование более половины всей произведенной в РФ мукомольной продукции не подпадает под действие контролирующих органов и приводит к действию двойных стандартов - жестких для индустриальных предприятий и ослабленных для «серых» мукомолов.
Несмотря на существующие экономические сложности и санкционное давление, отрасль берет на себя высокие амбициозные задачи доведения объемов экспорта до 1500 тыс тонн в 2025 году, что фактически является ростом на 600% по сравнению с 2021 годом.
При этом, для решения столь масштабных задач необходима поддержка органов государственного управления, поскольку основные конкуренты на рынках экспорта муки (в первую очередь, Турция и Казахстан) имеют серьезные преференции, предоставляемыми своими государствами.
Как показал опыт 2024 года, российские мукомолы готовы поставлять продукцию на экспорт с нулевой рентабельностью, за счет роста объемов производства позволяя зарабатывать смежным отраслям - растениеводам, транспортным и электроснабжающим организациям, а также увеличивая количество рабочих мест и налоговые отчисления во все уровни бюджетов.
При этом мукомолы рассматривали предоставление транспортных субсидий как возможный доход, позволяющий хотя бы частично нивелировать растущие расходы. Однако предоставление транспортной субсидии в настоящее время ограничено и ряд предприятий отрасли, являющихся наиболее крупными экспортерами, не имели возможность получить необходимое субсидирование транспортных издержек даже за прошлый, 2024 год.
Без наращивания поддержки экспорта муки со стороны органов государственного управление не только затруднено выполнение плана в 1500 тысяч тонн продукции, но весьма сомнительно даже удержание экспортных объемов на уровне прошлого года.
Просим Вас, уважаемая Оксана Николаевна, дать соответствующие поручения по оказанию производителям мукомольно-крупяной продукции и экспортерам государственной поддержки в части льготного кредитования предприятий переработки продукции растениеводства, а также субсидирования транспортных расходов на экспортные отгрузки мукомольно-крупяной продукции в объеме 100% от стоимости перевозок.
С уважением,
Президент Союза И.Н. Свириденко
|