[ 23.12.2019 ]
Министру
сельского хозяйства
Российской Федерации
Д.Н. Патрушеву
Уважаемый Дмитрий Николаевич!
Российский союз мукомольных и крупяных предприятий рассмотрел проект Федерального закона РФ «О внесение изменений в Закон Российской Федерации «О зерне» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Союз поддерживает намерение Федеральных органов власти организовать учет хлебопродуктов и разрабатывать баланс в целях определения долгосрочного прогноза условий социально - экономического развития Российской Федерации, так как данные официальной статистики учитывают только индустриальное производство муки и не считают производство муки на мини-мельницах. С учетом этой продукции в России производится порядка 15 млн т муки, в том числе 13,5 млн т пшеничной и около 1,5 млн т ржаной муки, а по данным Росстата - только 9,3 млн. тн.
Однако перспективность внедряемой Федеральной Государственной информационной системы (ФГИС) прослеживаемости зерна и продуктов его переработки, которая на высоком, информационно-интегральном уровне могла бы контролировать движение зерна на всех этапах его переработки и выдавать потребителям полную характеристику продукта, вызывает обоснованные сомнения.
Предлагаемый ФГИС механизм на практике сложно осуществить по следующим обстоятельствам:
- на элеваторах и хлебоприемных предприятиях зерно хранится обезличено и в больших объемах, и проследить от какого товаропроизводителя зерно поступило к переработчику не представляется возможным;
- не каждый поставщик зерна сможет сформировать партии для оформления карантинных сертификатов и деклараций о соответствии (документ о безопасности зерна), то есть для отбора проб. Это потребует наличия большого количества складских емкостей, чего нет у мелких сельхозтоваропроизводителей.
Кроме того, до сих пор не проведен учет всех зерноперерабатывающих хозяйствующих субъектов (по экспертной оценке, только в мукомолье насчитывается порядка 7000 кустарных мельниц, которые ни перед кем не отчитываются, а именно ФГИС требует создания реестра всех задействованных в данном процессе предприятий), а следовательно, прослеживаемость не достигнет нужного результата или будет носить формальный характер.
Предложенные изменения в законопроект могут вызвать увеличение издержек сельхотоваропроизводителей, что отразится как на конкурентоспособности зерна на экспортных рынках, так и на росте цен на хлебопродукты внутри России.
Предусмотренное законопроектом обязательное проведение лабораторных испытаний специализированными аккредитованными испытательными лабораториями будет неизбежно дублировать лабораторные испытания зернопроизводителей, зерновых товарных складов и переработчиков. Кроме того, это потребует создания новых структур, укомплектованных соответствующими специалистами, обеспечивающими взаимодействие с контрольно - надзорными органами и ведение необходимого документооборота и отчетности. Это еще больше усилит нагрузку на бизнес и вызовет дополнительный рост издержек, в конечном итоге переложенный на потребителя.
Совершенно необоснованным является требование выписки карантинных сертификатов на все зерно, перемещаемое по территории РФ, так как это мероприятие имеет смысл только в отношении отдельных карантинных объектов и на соответствующих подкарантинных территориях.
Как показывает опыт функционирования надзорных органов, все связанные с этим затраты и бремя надзора ляжет только на индустриальные мельницы, и без того находящиеся в невыигрышном положении по сравнению с минимельницами, функционирующими в «сером» сегменте экономики, не несущими налоговые, технические, технологические затраты, получающие сырье низкого качества по бросовым ценам. Это приведет к дальнейшему закрытию индустриальных мельниц, снижению доли качественного продукта в общем объеме производства и увеличению доли «серого» сегмента рынка, не подверженного никаким мероприятиям по прослеживаемости. Таким образом, есть опасения, что будет получен обратный эффект.
Просим поручить учесть изложенное при доработке проекта Закона.
С уважением,
Президент Союза А.И.Гуревич
|