Российский союз мукомольных и крупяных предприятий
Общая информация
Союз в регионах
Приоритетные направления деятельности
Работы по повышению качества продукции
Орган по сертификации
Информационное обеспечение
Наградная деятельность
Фонд им. В.И. Ефремова
Модернизация и техническое перевооружение
Контакты
Программа развития мукомольно-крупяной промышленности на 2012-2020 года
Развитие мукомольно-крупяной промышленности Российской Федерации на 2014-2016 годы
Карьера
Обратная связь
НОВОСТИ

[ 15.06.2020 ]


 

Министерство сельского хозяйства

                                                                       Российской Федерации

 

 

На № 21/575  от 05.06.2020г

 

 

 

         Российский союз мукомольных и крупяных предприятий рассмотрел проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Долгосрочной стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года и в рамках компетенции сообщает следующее.

В целом проект содержит верные положения и выводы, отражающие цели и задачи мукомольной отрасли, основные направления ее развития.

Однако используя неверные исходные данные, отраженные в п. 2.3. документа, невозможно корректно поставить задачи и, соответственно, корректно решить их.

Союз неоднократно обращал внимание органов государственного управления всех уровней, включая Минсельхоз РФ на то, что данные Росстата по объемам выпускаемой муки не соответствуют истинному положению дел. В РФ производится не 9,3 - 9,5 млн. тн. муки всех видов, а не менее 15 млн. тн., в том числе пшеничной порядка 13,5 млн. тн и 1,5 млн. тн. ржаной. По нашему мнению нельзя принимать Стратегию, учитывающую лишь 60% всего объема производства муки в России.

Отсутствие корректной информации находит свое отражение и в других отраслевых показателях. Так рентабельность мукомолья составляет по самым оптимистическим оценкам не 5%, а не более 0,5%. Зачастую же производство муки убыточно и предприятия выживают за счет диверсификации производства и выпуска иных товаров и продуктов, позволяющих осуществлять финансово- хозяйственную деятельность. В качестве иллюстрации можно рассмотреть крупнейшее предприятие АПК Смоленской области - ОАО Смоленский комбинат хлебопродуктов. Основанный в 1944 году, комбинат успешно прошедший через все сложности, закрыл в 2009 году мукомолье и сосредоточился только на выпуске комбикормов, а впоследствии открыл производство пластиковых комплектующих для вино-водочной отрасли. И таких предприятий в отрасли значительное количество.

Отсутствие в органах госуправления достоверных сведений об объемах производства и количестве производителей муки влечет за собой и неверные данные по трудовым ресурсам, занятым в производстве муки. Так, совершенно непонятна природа возникновения цифры в 38 тысяч работников. Учитывая, что среднее количество персонала на индустриальной мельнице 150 - 200 человек, только 285 индустриальных мельниц уже должны иметь более 40 тысяч работников. Однако еще в 2003 году Госхлебинспекция насчитывала не менее 3500 мукомольных предприятия (т.е., по данным Стратегии, со средесписочным составом порядка 11 человек на 1 предприятие). А ведь за истекшие 17 лет количество минимельниц только увеличилось.

При этом следует констатировать, что декларируемая в Стратегии важная роль минимельниц совершенно очевидно вступает в противоречие с задачей повышения качества муки. На минимельницах невозможно вырабатывать качественную безопасную продукцию, так как на этих производствах в большинстве случаев отсутствует входной контроль сырья и выходной - готовой продукции, используется упрощенные (а зачастую - устаревшие) технологии. Таким образом, в настоящее время, значительная часть муки изготавливается неизвестно в каких условиях, непонятно на каком оборудовании и по каким технологиям.

В этих условиях производится продукт зачастую крайне низкого качества, а в ряде случаев и не отвечающий требованиям безопасности. Вследствие использования ими примитивных технологий нерационально используется сырье, в готовый продукт попадают различные болезнетворные бактерии (картофельной палочки) и др.  

По данным ВНИИ Зерна и ВНИИ Защиты растений такая продукция вызывает различные заболевания (в частности, анемию), приводит к накоплению в организме вредных веществ, включая возбудителей опасных заболеваний.

Также несоблюдение технологии производства муки ведет к нерациональному использованию хлебопродуктов, когда потоки высококачественного сырья направляются в отходы. За счет этого ежегодно страна теряет десятки тысяч тонн ценного пищевого продукта.

В отношении развития экспорта следует обратить внимание на тот факт, что  Стратегия фактически утверждает о невозможности России существенно нарастить экспорт муки. Действительно, в современных условиях, при отсутствии серьезной государственной поддержки экспорта кардинальных наращиваний объемов экспорта достичь невозможно. Однако в том случае, если в стране будет использован опыт Турции, осуществляющей перекрестное субсидирование экспорта муки, то желаемый результат по многократному увеличению экспорта может быть достигнут.

Таким образом, по мнению РСМКП, Стратегия требует существенной корректировки в части исходных данных по мукомольно-крупяной продукции и соответствующих изменений в части постановки задач, стоящих перед отраслью и путей их решения.

 

 

 

Президент Союза

А.И. Гуревич

 

 

 

 

 


Назад


НОВОСТИ

[ 15.06.2020 ]

Публикуем письмо, направленное в адрес Министерства сельского хозяйства РФ о проекте постановления Правительства РФ об утверждении Стратегии развития ППП РФ до 2030г

подробнее »

[ 14.04.2020 ]

Публикуем предостарежение Федеральной антимонопольной службы РФ Президенту РСМКП  и ответ Союза, направленный в адрес Заместителя руководителя службы А.Ю. Цариковского.

подробнее »

[ 03.04.2020 ]

Публикуем письмо, направленное в адрес Министра сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н. Патрушева с предложениями по организации торгов зерна Государственного интервенционного фонда.

подробнее »


Все новости »

Создание сайта Wilmark Design