Российский союз мукомольных и крупяных предприятий
Общая информация
Союз в регионах
Приоритетные направления деятельности
Работы по повышению качества продукции
Орган по сертификации
Информационное обеспечение
Наградная деятельность
Фонд им. В.И. Ефремова
Модернизация и техническое перевооружение
Контакты
Программа развития мукомольно-крупяной промышленности на 2012-2020 года
Развитие мукомольно-крупяной промышленности Российской Федерации на 2014-2016 годы
Карьера
Обратная связь
НОВОСТИ

[ 07.10.2020 ]


РЕЗОЛЮЦИЯ

XIV  Cъезда мукомольных и крупяных предприятий России

 г. Москва

30 сентября 2020г.

 

        Заслушав и обсудив доклад президента Российского союза мукомольных и крупяных предприятий А.И.Гуревича и выступления делегатов, участники Съезда отмечают, что индустриальные предприятия отрасли в условиях пандемии и вызванным ею ухудшением экономической ситуации в стране, смогли обеспечить бесперебойную поставку потребителям безопасной и качественной мукомольно-крупяной продукции в заявленных увеличенных количествах.

Обеспечение хлебопродуктами в Российской Федерации практически полностью осуществляется отечественными предприятиями, производящими продукцию из российского сырья. Мука и крупы, производимые предприятиями отрасли, а также вырабатываемые из муки хлеб, хлебобулочные, макаронные и мучнистые кондитерские изделия, являются основой питания широких слоев населения и базисом продовольственной безопасности страны.

Индустриальные предприятия отрасли, в духе лучших традиций российских мукомолов, эффективно используют современное оборудование и передовые технологии, увеличивают выход готовой продукции из единицы перерабатываемого сырья, обеспечивают производство высококачественной безопасной  продукции.

Съезд рассмотрел вопросы, связанные с модернизацией предприятий отрасли в современных условиях, пути повышения их финансовой устойчивости, прогнозы развития рынков зерна, муки и крупы с учётом обеспечения продовольственной безопасности страны и экспортного потенциала отрасли, инновационные разработки ученых отраслевой направленности, особенности развития отечественного отраслевого машиностроения в условиях импортозамещения, актуальные вопросы технического регулирования в сфере контроля качества и безопасности зерна, муки и крупы.

Участники Съезда отметили положительно меняющееся в последнее время отношение Минсельхоза РФ к проблемам мукомольной отрасли. Так, принятое Минсельхозом решение позволило предприятиям отрасли повсеместно стать получателями субсидированных кредитов на пополнение оборотных средств и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов. В условиях пандемии Минсельхоз в сжатые сроки организовал продажу мукомолам зерна через механизм товарных интервенций.

Проведенные в рамках Съезда «Всероссийский смотр качества муки и крупы», а также конкурс «Лучшая мельница России» подтвердили высокую репутацию индустриальных  предприятий отрасли. Закономерно при этом, что все участники смотра качества продукции и конкурса прошли сертификацию на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» и международных стандартов.

Вместе с тем Съезд отмечает:

1. Действующая система оценки качества урожая не нацеливает на производство сильной и ценной пшеницы. Несмотря на высокие урожаи последних лет и повышение качества мягкой пшеницы, положение с обеспечением мукомольных предприятий ценной и сильной, а также твердой пшеницей не в полной мере отвечает потребностям отрасли. Пшеницы 1 класса в стране по-прежнему практически не производится, а объемы производства пшеницы 2 класса находятся на уровне статистической погрешности, что не позволяет в значительных объемах использовать пшеницу 4 класса для  формирования помольных партий. В текущем сельскохозяйственном году, как и в прошлом, мукомольные предприятия столкнутся с недостатком  ржи мукомольных кондиций (1 и 2 классов).

2. По-прежнему не улучшена государственная система учета в сфере производства зерна и объёмов выработанной продукции, не разрабатываются достоверные балансы зерна и продуктов его переработки. Вследствие самоустранения контролирующих органов,  рынок муки на 35-40% заполнен не учитываемой органами статистики, как правило, низкокачественной и небезопасной продукцией, вырабатываемой кустарными мукомольными производствами и реализуемой по демпинговым ценам. Создание и эксплуатация этих производств никем не регулируется и не контролируется, что ведет к недобросовестной конкуренции, общему ухудшению качества производимой продукции, нерациональному использованию зерна.

По этой причине многие индустриальные высокопроизводительные мельзаводы имеют низкий уровень использования производственных мощностей - не более 50% и вынуждены  в конкурентной борьбе с контрафактом реализовывать свою высококачественную продукцию по ценам ниже себестоимости, что лишает их  источников для модернизации производства, а во многих случаях приводит к банкротству и закрытию высокотехнологичных предприятий.

3. Предприятия отрасли располагают производственными мощностями для поставок мукомольно-крупяной продукции на экспорт в объёме более 3 млн тонн в год, однако из-за отсутствия государственной поддержки, сопоставимой с поддержкой экспорта муки в Турции, фактический экспорт в последние годы не наращивается, несмотря на оптимистические заверения отдельных участников мукомольного рынка о многократном увеличении экспорта в ближайшие годы. Как и ранее, общий экспорт муки колеблется в пределах 200 - 250 тыс. тонн в год. К сожалению, задача наращивания экспорта муки отсутствует и в проекте Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2030 года.

4. По-прежнему не улучшена государственная система учета в сфере производства зерна и объёмов выработанной продукции, в открытых источниках не публикуются официальные достоверные балансы зерна и продуктов его переработки. Отсутствие достоверных данных не позволяет принимать правильные управленческие решения, что не только приводит к серьёзным финансовым потерям, но и не дает возможности разработки объективных целевых задач развития отечественного мукомолья в рамках Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности до 2030 года, так как данная работа построена на изначально неверных исходных данных.

5. В стране, в отличие от других стран ЕврАзЭС отсутствует государственная программа по витаминизации муки, что приводит к недополучению населением необходимых витаминов и микроэлементов. Это противоречит «Рекомендациям по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания», утвержденным приказом Минздрава РФ от 19 августа 2016 года № 614, в соответствии с которыми объём потребления муки пшеничной, обогащенной микронутриентами, должен составлять 30 - 40 кг в год на человека.

6. Разделяя озабоченность Минсельхоза РФ в вопросе серьезной волатильности цен на зерно мукомольных кондиций, участники Съезда считают целесообразным рассмотрение этого вопроса не через создание нового Фонда, а посредством реформирования действующего Государственного интервенционного фонда (ГИФ), в частности:

  • При проведении закупочных интервенций наряду с другими зерновыми культурами следует осуществлять закупку пшеницы мукомольных кондиций, то есть не ниже 3 класса;
  • В интервенционный фонд достаточно закупать 2 млн. тонн пшеницы мукомольных кондиций, что обосновывается следующим расчетом: ежегодно в РФ производится порядка 13,5 млн. тонн пшеничной муки, для чего используется 18 млн. тонн пшеницы или в среднем 1,5 млн. тонн в месяц. В соответствии с требованиями организации и ведения технологического процесса в мукомолье, у предприятий должен быть двухмесячный запас зерна, т. е. в целом по России - 3 млн. тонн. Однако учитывая, что на предприятиях, отчитывающихся перед Росстатом, производится не более 65% всей пшеничной муки, в ГИФ достаточно закупать 2 млн. тонн пшеницы мукомольных кондиций;
  • К товарным интервенциям по продаже пшеницы мукомольных кондиций должны допускаться только мукомольные предприятия, отчитывающиеся перед органами Росстата за производство муки в натуральном выражении. При этом для каждого предприятия должен устанавливаться лимит на покупку зерна в объеме, не превышающим их средний двухмесячный объем переработки в предыдущем году;
  • Учитывая, что зерно мукомольных кондиций закупается в ГИФ для стабилизации цен на муку и хлебную продукцию, целесообразно предусмотреть выравнивание цен на пшеницу, продаваемую из ГИФ, через механизм счета регулирования разницы в ценах, ведение которого целесообразно поручить ОЗК.

7.  Распространить механизм субсидирования перевозки зерна железнодорожным  транспортом, предусмотренный постановлением Правительства  от 06 апреля 2019 года № 406, на перевозки пшеницы, ячменя, кукурузы (в том числе интервенционного фонда) в адрес потребителей всех дефицитных по этим культурам регионов Российской Федерации.                                  

8. В целях систематизации работы предприятий отрасли хлебопродуктов по обеспечению сохранности, послеуборочной обработки, хранению и переработки зерна, осуществить работу по актуализации, стандартизации и утверждению на федеральном уровне основополагающих отраслевых документов: «Инструкции по хранению зерна, маслосемян, муки и крупы», «Правил организации и ведения технологического процесса на элеваторах и хлебоприемных предприятиях», «Правил организации и ведения технологического процесса на мукомольных заводах», «Правил организации и ведения технологического процесса на крупяных предприятиях», «Инструкции по сушке продовольственного, кормового зерна, маслосемян и эксплуатации зерносушилок», «Инструкции по очистке и выделению мелкой фракции зерна, эксплуатации зерноочистительных машин на элеваторах и хлебоприемных предприятиях". Также поддержать работу в части стандартизации продукции мукомольно-крупяной отрасли в направлении создания классификаций сырья и готовых зернопродуктов по целевому назначению, что позволит лучше адаптировать отрасль к работе в рыночных условиях и расширить ассортимент продукции, выпускаемой мукомольными и крупяными предприятиями.

 В целях устранения негативных тенденций в отрасли Съезд:

1.             Поручает Союзу:

1.1.         Довести до федеральных законодательных и исполнительных органов власти озабоченность мукомольного сообщества по всем указанным выше вопросам и просить принять конкретные решения для исправления сложившейся ситуации в мукомолье, что позволит без значительных бюджетных затрат улучшить обеспечение россиян высококачественными безопасными хлебопродуктами;

1.2.         Обратить внимание органов госуправления, что в нынешней ситуации, при фактически 50-процентном росте стоимости зерна, обусловленного уровнем мировых цен и падением курса рубля относительно мировых валют, себестоимость муки вырастет примерно на 40%, так как стоимость зерна в себестоимости муки достигает 85%. При этом себестоимость массовых сортов хлеба, в которой стоимость муки составляет более 35%,  вырастет только за счет муки примерно на 14 процентов.

В этих условия, в целях обеспечения социальной справедливости, повышения качества хлебопродуктов, создания условий для модернизации предприятий мукомольной и хлебопекарной отраслей, обратиться в Правительство РФ с предложением о введении в стране механизма  субсидирования малоимущих слоев населения на приобретение хлеба и хлебобулочных изделий.

2.          Рекомендует:

2.1.         Правлению Союза:

а) активизировать работу по увеличению численности членов Союза, обратив особое внимание на принятие в Союз вновь создаваемых мукомольно-крупяных предприятий, а также производств небольшой мощности, обеспечивающих выпуск безопасной и качественной продукции;

б)  расширить международное сотрудничество, осуществлять изучение зарубежного опыта работы мукомольных предприятий и их объединений для использования полезной практики в деятельности Союза и предприятий отрасли;

2.2.         Руководителям предприятий и организаций отрасли обеспечить выполнение уставных требований НО «Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий», а также решений Съезда и Правления Союза.

 

 


Назад


НОВОСТИ

[ 02.10.2023 ]

Публикуем комментарий к интервью президента Российского союза мукомольных и крупяных предприятий И.Н. Свириденко на брифинге 29 сентября 2023 года

подробнее »

[ 05.10.2022 ]

Публикуем письмо, направленное Председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Владимировичу Мишустину

подробнее »

[ 05.10.2022 ]

Публикуем письмо, направленное Министру сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрию Николаевичу Патрушеву

подробнее »


Все новости »

Создание сайта Wilmark Design