Российский союз мукомольных и крупяных предприятий
Общая информация
Союз в регионах
Приоритетные направления деятельности
Работы по повышению качества продукции
Орган по сертификации
Информационное обеспечение
Наградная деятельность
Фонд им. В.И. Ефремова
Модернизация и техническое перевооружение
Контакты
Программа развития мукомольно-крупяной промышленности на 2012-2020 года
Развитие мукомольно-крупяной промышленности Российской Федерации на 2014-2016 годы
Карьера
Обратная связь
НОВОСТИ

[ 03.10.2022 ]


РЕЗОЛЮЦИЯ

XV  Cъезда мукомолов России

г. Москва

29 сентября 2022г.

 

Заслушав и обсудив доклад Президента Союза И.Н. Свириденко, а также выступления делегатов, участники Съезда отмечают, что предприятия отрасли в 2021-2022 г.г. столкнулись с новыми проблемами и вызовами, связанными прежде всего с последствиями пандемии нового коронавируса и санкционным давлением, которые оказали негативное воздействие на экономические условия в стране.

Не смотря на это, предприятия отрасли обеспечили бесперебойную поставку потребителям безопасной и качественной мукомольно-крупяной продукции в необходимых объемах  и без удорожания.

Поставки  хлебопродуктов населению Российской Федерации практически полностью осуществляется российскими предприятиями, производящими продукцию из отечественного сырья. Мука и крупы, производимые предприятиями отрасли, а также вырабатываемые из муки хлеб, хлебобулочные, макаронные и мучнистые кондитерские изделия, являются одной из главных составляющих продовольственной безопасности страны и основой питания широких слоев населения.

Индустриальные предприятия отрасли, как и прежде, показали высокую эффективность использования производственных мощностей, перерабатываемого сырья, современного оборудования, энергоресурсов, новейших технологий, за счет чего добиваются высоких производственных показателей и качества выпускаемой продукции.

Съезд рассмотрел вопросы модернизации предприятий отрасли в современных условиях, направления улучшения финансово-хозяйственной деятельности, анализа  развития рынков зерна, муки и крупы для обеспечения продовольственной безопасности страны, а также расширения экспортного потенциала отрасли, научно-технические разработки отраслевых, импортозамещения оборудования предприятиями отраслевого машиностроения в условиях санкций, актуальные вопросы технического регулирования в сфере контроля качества и безопасности зерна, муки и крупы.

Участники Съезда высоко оценили поддержку отрасли со стороны органов госуправления, в первую очередь, Минсельхоза РФ. Так, продолжающаяся поддержка Минсельхозом выделения предприятиям отрасли субсидированных кредитов на пополнение оборотных средств и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов позволяют большинству предприятий осуществлять безубыточную деятельность. В условиях рекордного урожая зерновых Минсельхоз в сжатые сроки организовал закупку зерна через механизм закупочных интервенций.

Следует отметить, что и сам этот механизм получил новое развитие благодаря принятому Минсельхозом решению о допуске к интервенциям только предприятий, непосредственно занятых в сфере производства - мукомолов, хлебопеков, комбикормщиков, птицеводов.

Традиционно, уже многие годы проводимые в рамках Съезда «Всероссийский смотр качества муки и крупы» и конкурс «Лучшая мельница России» подтвердили высокую репутацию предприятий отрасли. Закономерно при этом, что все участники смотра качества продукции и конкурса прошли сертификацию на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» и международных стандартов.

Вместе с тем Съезд отмечает:

1. Несмотря на рекордный урожай нынешнего года и повышение качества мягкой пшеницы, положение с обеспечением мукомольных предприятий ценной и сильной, а также твердой пшеницей не в полной мере отвечает потребностям отрасли. Пшеницы 1 класса в стране по-прежнему производится всего десятые доли процента. Объемы производства 2 класса также незначительны, что не позволяет в значительных объемах использовать пшеницу 4 класса для выработки муки в соответствие с требования ГОСТ. Сейчас эта ситуация остро не проявляется, так как сбор 33% 3 класса при общем валовом урожае пшеницы в 100 млн тн с лихвой покрывает потребности мукомольной отрасли страны. Однако, заняв лидирующие позиции в объемах производства пшеницы, Россия должна стремиться стать таким же лидером и по качеству.

2. Контролирующие органы страны оказывают серьезное давление на бизнес, вводя новые повышенные требования при внедрении ФГАИС «Зерно», обязательной маркировки продукции, расширенной ответственности производителей и потребителей упаковки. Не умаляя важности этих мероприятий, следует отметить, что основная задача мукомолья на современном этапе - это производство требуемых объемов продукции и удержание цен на нее. Все остальные задачи, при всей их важности, вторичны и не должны оказывать негативного влияния на снабжение населения важнейшим социальным продуктом - печеным хлебом в условиях снижения экономических показателей.

По причине усиления нагрузки на бизнес многие индустриальные высокопроизводительные мельзаводы имеют низкий уровень использования производственных мощностей - не более 50% и вынуждены реализовывать свою высококачественную продукцию практически без прибыли, что лишает их  источников для модернизации производства.

3. Как отмечается уже на протяжении ряда лет, в стране, в отличие от других стран ЕврАзЭС) так и не появилась государственная программа по витаминизации муки, что приводит к недополучению населением необходимых витаминов и микроэлементов. Это противоречит «Рекомендациям по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания», утвержденным приказом Минздрава РФ от 19 августа 2016 года № 614, в соответствии с которыми объём потребления муки пшеничной, обогащенной микронутриентами, должен составлять 30 - 40 кг в год на человека.

4. В РФ отсутствует государственная программа модернизации и перевооружения мукомольно-крупяной отрасли. И это при том, что предыдущая модернизация была проведена в 70-80 - х годах прошлого века, т.е. более 30 лет назад. Без серьезных вложений в это направление мы не только не сможем решить вопросы импортозамещения, но и утратим технические и технологические возможности для успешной работы отрасли.

4. Предприятия отрасли располагают производственными мощностями для поставок мукомольно-крупяной продукции на экспорт в объёме 3-4 млн тонн в год, однако из-за отсутствия государственной поддержки, сопоставимой с поддержкой экспорта муки в Турции, фактический экспорт в последние годы не наращивается., Даже в условиях ограничения экспорта зерна мука не стала полноценной заменой экспортным потокам. Общий объем экспорта в физическом выражении вырос всего лишь  до 400 тыс тн . Сложно представить, что станет с ним в период реализации на внешних рынках 60 млн тн пшеницы. К сожалению, экспорт муки перестал быть определяющей задачей и Минсельхоза, о чем свидетельствует отсутствие данного направления в проекте Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2030 года.

5. По-прежнему данные государственного учета в сфере производства зерна и объёмов выработанной продукции вызывают сомнение в их корректности. Это не позволяет разработать достоверные балансы зерна и продуктов его переработки, что, в свою очередь, не позволяет принимать правильные управленческие решения, по разработке объективной Стратегии развития отечественного мукомолья, так как данная работа построена на изначально неверных исходных сведениях.

6. Предприятия отрасли испытывают серьезные проблемы с кадровым обеспечением как инженерно-технического, так и производственного персонала. При этом события сентября 2022 года вызывают серьезные опасения по устойчивости функционирования предприятий мукомолья. Представляется целесообразным исключить мобилизацию работников мукомолья, непосредственно связанных с процессом производства: начальников мельниц, крупчатников, технологов, руководителей лабораторий, наладчиков аппаратуры КИП.

 

В целях устранения негативных тенденций в отрасли Съезд:

1.            поручает Союзу

1.1.        Довести до федеральных законодательных и исполнительных органов власти озабоченность мукомольного сообщества по всем указанным выше вопросам и просить принять конкретные решения для исправления сложившейся ситуации в мукомолье, что позволит без дополнительных бюджетных затрат значительно улучшить обеспечение россиян высококачественными безопасными хлебопродуктами.

1.2.        В целях повышения качества муки, хлеба и хлебобулочных изделий, снижения административного давления на ценообразование на хлебопродукты, создания условий по формированию на предприятиях мукомольной и хлебопекарной отраслей источников для поддержания производств на современном техническом и технологическом уровнях, обратиться в Правительство РФ о введении в стране субсидирования малоимущих слоев населения на приобретение хлеба и хлебобулочных изделий.

2.    рекомендует:

2.1.        Правлению Союза:

а) активизировать работу по увеличению численности членов Союза, обратив особое внимание на принятие в Союз вновь образуемых предприятий, а также производств небольшой мощности, обеспечивающих выпуск безопасной и качественной продукции;

б) расширить работу в области импортозамещения, осуществлять изучение зарубежного опыта работы мукомольных предприятий и их объединений для использования полезной практики в деятельности Союза и предприятий отрасли;

2.2.        руководителям предприятий и организаций отрасли обеспечить выполнение уставных требований НО «Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий», а также решений Съезда и Правления Союза.

 

 


Назад


НОВОСТИ

[ 02.10.2023 ]

Публикуем комментарий к интервью президента Российского союза мукомольных и крупяных предприятий И.Н. Свириденко на брифинге 29 сентября 2023 года

подробнее »

[ 05.10.2022 ]

Публикуем письмо, направленное Председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Владимировичу Мишустину

подробнее »

[ 05.10.2022 ]

Публикуем письмо, направленное Министру сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрию Николаевичу Патрушеву

подробнее »


Все новости »

Создание сайта Wilmark Design