[ 01.12.2008 ]
27.11.2008г № 161
Первому заместителю Председателя
Правительства Российской Федерации
В.А. Зубкову
Уважаемый Виктор Алексеевич!
Правительством РФ разработан комплекс мер по оздоровлению ситуации в агропромышленном комплексе и поддержке сельхозпроизводителей, в том числе рассматривается возможность направления кредитных ресурсов в агропромышленный комплекс через торговые сети с применением факторинговых операций.
На наш взгляд выбор для этих целей крупных торговых сетей не даст ожидаемого эффекта, т.к. их доля в продажах не превышает 30 %, они практически не представлены в регионах и за ними следует тень транснациональных торговых корпораций, в связи с чем выделяемые средства могут осесть в мегаполисах или вообще оказаться за границей. В случае же вовлечения в эту схему всей огромной розничной торговой сети велик риск того, что деньги могут потеряться на пути следования в АПК.
На наш взгляд более эффективной может стать другая схема финансовой поддержки агропромышленного сектора страны.
Суть данной схемы – в открытии кредитной линии мукомольным, комбикормовым и другим зерноперерабатывающим предприятиям, которые являются центральным звеном на пути движения продукции от поля до потребителя и без продукции которых невозможно производство практически всех видов продовольственных товаров.
В рамках данной схемы действует следующий механизм, позволяющий в сжатые сроки наполнить агропромышленный комплекс необходимыми финансовыми ресурсами:
1. Российский Союз мукомолов совместно с Российским зерновым союзом подготавливают и представляют в Минсельхоз РФ список мукомольных и комбикормовых предприятий для работы с Россельхозбанком;
2. Россельхозбанк открывает кредитные линии мукомольным и комбикормовым предприятиям сроком на 1 год под залог зерна в объеме трехмесячной переработки, сложившейся по итогам работы за 9 месяцев 2008 года;
3. Зернопроизводители и/или собственники зерна партиями отгружают зерно мукомольным и комбикормовым заводам в соответствии с заключенными договорами по ценам, не ниже предусмотренных для интервенционных закупок;
4. Россельхозбанк под залог поступившего зерна на основании предъявленных зернопереработчиками накладных, в пределах открытой кредитной линии перечисляет деньги либо непосредственно поставщику зерна, либо на счет переработчика для последующего перевода средств поставщику зерна;
5. Из полученного зерна переработчики производят муку и комбикорма и отгружают своим потребителям с отсрочкой платежей в пределах до 25 календарных дней, а те отгружают свою продукцию в торговые организации;
6. Предприятия торговли проводят расчеты с поставщиками не позднее, чем через 30 дней, которые в свою очередь, незамедлительно рассчитываются с переработчиками зерна, а переработчики зерна - с Россельхозбанком в пределах открытых кредитных линий.
Это более удобная, прозрачная, простая и одновременно менее рискованная схема, позволяющая с наименьшими финансовыми затратами решить главную задачу по оздоровлению АПК, т.к. денежные средства быстрей дойдут до зернопроизводителя. Наряду с этим решается проблема с хранением излишков зерна за счет размещения трехмесячного запаса зерна (5-6 млн.тонн) на элеваторах зерноперерабатывающих предприятий, обеспечивается направление денежных средств исключительно на поддержку отечественного товаропроизводителя, в отличии от схемы кредитования торговых сетей в данной схеме будет задействовано значительно меньшее количество кредитуемых предприятий, что позволит обеспечить оперативный контроль за прохождением и целевым использованием государственных финансовых ресурсов.
По нашему мнению, даже информационное сообщение о принятии этой схемы кредитования уже позволит остановить дальнейшее падение закупочных цен на зерно на рынке, а ее использование, безусловно, создаст новые стимулы для зернопроизводителей.
Просим рассмотреть.
С уважением,
Президент Союза
А.И.Гуревич
|