[ 07.02.2011 ]
Первому заместителю
Председателя Правительства
Российской Федерации
В.А.Зубкову
Уважаемый Виктор Алексеевич!
Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий признателен Правительству РФ за меры по стабилизации положения на рынке зерна и хлебопродуктов, принятые в условиях резкого снижения урожая зерна в стране в 2010 году из-за засухи, в т.ч. по приостановке экспорта зерна и возобновления экспорта муки и крупы, введению льготных тарифов на железнодорожные перевозки зерна с Юга и из Сибири в регионы пострадавшие от засухи, проведению товарных интервенций.
В то же время в мукомольном сообществе неоднозначно восприняты решения по распределению зерна из интервенционного фонда по заявкам отдельных регионов и об условиях приобретения зерна из этого фонда на биржевых торгах в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26.01.2011г. №63-р.
По мнению многих мукомолов эти решения ставят предприятия разных регионов в заведомо неконкурентное положение, что чревато негативными последствиями для обеспечения населения страны хлебопродуктами. Их позиция в наиболее полной форме сформулирована в письме Сергея Степановича Потапова, руководителя одного из наиболее эффективных агропромышленных холдингов, в состав которого входит четыре крупных мукомольных предприятий центральной части России (письмо прилагается).
Мы просим, уважаемый Виктор Алексеевич, поручить рассмотреть поставленные вопросы и принять необходимые решения.
С уважением,
Президент Союза А.И.Гуревич
Президенту Российского Союза
мукомольных и крупяных предприятий
А.И. ГУРЕВИЧУ
Уважаемый Аркадий Иосифович!
Вынужден обратиться к Вам в связи с нарушением фундаментальных принципов рыночной экономики, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также антимонопольного законодательства, которое в настоящее время имеет место при выделении зерна из государственного интервенционного фонда (ГИФа) как по заявкам регионов без проведения биржевых торгов, так и при проведении биржевых торгов на основе распоряжения Правительства РФ № 63-р.
Правительством РФ без проведения биржевых торгов выделено более миллиона тонн зерна из ГИФа Москве и Московской области, Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Зерно им продано по закупочной цене. По данным Минсельхоза, средневзвешенная цена госзакупки на реализованную вне биржи пшеницу третьего класса составила 4,1 тыс. руб., четвертого класса – 3,53 тыс. руб., рожь – 2,34 тыс. руб. за тонну.
В то же время мукомольные предприятия других регионов, в частности Тверской области, вынуждены сейчас приобретать на рынке пшеницу по цене, вдвое превосходящую цену закупки зерна указанными столичными регионами, рожь – по цене 9,0 тыс. руб., что почти в четыре раза дороже! На биржевых торгах регионы будут приобретать зерно по минимальной стартовой цене в 6,0 – 7,53 тысячи рублей.
Таким образом, мукомолы четырех избранных Правительством регионов приобретают зерно по низким фиксированным ценам у государства, а оставшаяся часть мукомолов – на рынке и на бирже, причем по высоким рыночным и высоким биржевым стартовым ценам. В стране с рыночной экономикой такого, по определению, быть не может! Это нонсенс! Мукомолы четырех регионов России получили явное и значительное экономическое преимущество по сравнению с мукомолами всех других регионов страны. По существу указанными выше действиями Правительство РФ отменило рынок в стране, отменило конституционный принцип свободы конкуренции.
Указанные выше четыре региона страны получили существенные преференции и по той причине, что зерно для мукомолов этих регионов выделяется с элеваторов, находящихся непосредственно в этих регионах. В то же время большая часть мукомолов приобретает зерно далеко за пределами своих регионов, в частности, на юге, в Сибири, на Алтае, в силу чего расходы на перевозку зерна у них несравнимо выше, чем у товаропроизводителей избранных четырех мегаполисов. Налицо ограничение конкуренции в результате действий Правительства РФ.
Из конфиденциальных источников получена информация о том, что региональные власти указанных регионов закрывают свои границы, запрещая хлебопекарным предприятиям поднимать цены на хлеб и приобретать муку за пределами своих региональных рынков. Таким образом, в стране отменяется единое экономическое пространство, нарушается свобода предпринимательства и запрещается свободное перемещение муки и хлеба. И если ранее мукомолы и хлебопеки других регионов поставляли в торговые сети двух столиц и их областей свою муку и хлеб, то теперь их рынки сбыта государство искусственно закрывает и, по сути, провоцирует банкротство многих региональных мукомольных и хлебопекарных предприятий. Банкротство региональных мукомольных и хлебопекарных предприятий в свою очередь приведет к невозможности бесперебойного обеспечения хлебом населения соответствующих регионов.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 63 к биржевым торгам допускаются мукомолы на неравных условиях. Мукомолы одних регионов получили существенные преимущества перед мукомолами других регионов. К примеру, Тверскую область вообще не допускают к биржевым торгам по пшенице 3 класса урожая 2008-2009 года. Почему? В Тверской области продовольственная пшеница, как известно, вообще не произрастает, в силу чего наш регион в одинаковой степени нуждается в зерне, как в урожайные годы, так и в неурожайные. Тем не менее, в данном случае имеет место дискриминация не только мукомолов Тверской области, но и жителей региона, которые, имея крайне низкий уровень жизни, будут покупать муку по более высокой цене, чем в других регионах, в частности, в Москве и Московской области.
Дотационная Тверская область, как и другие регионы страны, не допущенные к распределению зерна из ГИФа на льготных условиях, т.е. без проведения торгов, окажутся в самых невыгодных конкурентных условиях. Во-первых, на торгах будет конкурс, а поэтому низкую цену приобретения зерна нам заранее никто не может гарантировать; во-вторых, конечная цена зерна зависит от нахождения элеваторов. Плюс ко всему нужно учитывать, что после того, как зерно приобретено на торгах, государство прекращает платить за хранение, эти затраты полностью возлагаются на покупателя зерна. При этом сроки дальнейшего хранения зависят от многих факторов, в т.ч. от подачи подвижного состава для погрузки и доставки зерна с элеватора к месту его переработки - из опыта прошлых торгов на это уходит до 3-х месяцев с момента полной оплаты стоимости зерна и всех услуг. Поэтому расходы мукомолов по оплате за зерно, приобретенное на биржевых торгах, растут как снежный ком и их невозможно привести к единому знаменателю. От неравной конкуренции на рынке зерна, муки и хлеба пострадает в первую очередь население самых бедных областей страны, в частности, Тверской области, расположенной между Москвой и Санкт-Петербургом.
Все изложенное выше позволяет утверждать, что происходит вопиющее нарушение основных принципов рыночной экономики, закрепленных в ст. 8 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Деятельность Правительства РФ, направленная на ограничение свободной конкуренции, на разрыв единого экономического пространства страны, на ограничение свободного перемещения товаров, стала возможной в условиях отсутствия прозрачности и гласности. С мукомолами никто не вступает в диалог, со стороны федеральной и региональных властей идет диктат и выкручивание рук. Итогом такой недальновидной политики может стать полный развал рынка зерна, муки и хлеба.
Считаю, что на рынке зерна и муки возникла чрезвычайная ситуация, которая диктует необходимость принятия срочных мер по введению ситуации в конституционное русло. Считаю целесообразным подготовить от имени Союза мукомолов России обращение к Президенту РФ как гаранту Конституции РФ, к премьер-министру РФ и в Федеральную антимонопольную службу РФ. При необходимости предлагаю созвать чрезвычайное заседание правления Союза мукомолов.
С уважением,
Член правления Сергей Потапов
|