[ 06.10.2014 ]
РЕЗОЛЮЦИЯ
XI (XXVII) Съезда мукомольных и крупяных предприятий России
г. Москва
24 сентября 2014 года
Заслушав доклад Президента Союза А.И. Гуревича, выступления делегатов от предприятий и организаций, Съезд отмечает, что индустриальные мукомольно-крупяные предприятия в истекшем периоде обеспечили поставку всем потребителям безопасной и высококачественной мукомольно-крупяной продукции. Снабжение осуществлялось стабильно и без срывов.
В целях внедрения новых технологий, повышения эффективности использования зерна, расширения ассортимента и повышения качества производимой продукции Союз разработал программу развития отрасли на 20 лет, которую одобрил научно-технический Совет Минсельхоза РФ. В мае 2014 г. Министерство сельского хозяйства РФ утвердило Отраслевую программу развития мукомольно-крупяной промышленности РФ на 2014 – 2016 гг., подготовленную Союзом.
Союз осуществляет координационную работу по выполнению в отрасли требований Технического регламента Таможенного союза 021/2011 по обеспечению безопасности выпускаемой продукции, постоянно взаимодействует с органами государственного управления по вопросам создания условий для повышения эффективности работы предприятий отрасли.
Союз продолжает работу по сертификации систем менеджмента качества производства. В результате на многих индустриальных предприятий эта система внедрена, а на ряде из них успешно функционирует и система обеспечения безопасности продукции в соответствии с принципами ХАССП.
Проведенные в рамках съезда «Всероссийский смотр качества муки и крупы» и конкурс на звание «Лучшая мельница России» подтвердили высокую репутацию предприятий отрасли. При этом необходимо отметить, что все участники Смотра качества и Конкурса прошли сертификацию на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» и международных стандартов.
Вместе с тем Съезд отмечает:
1. В стране недостаточно производится пшеницы сильных и ценных сортов, из-задефицита которой предприятия вынуждены использовать дорогостоящие добавки, что приводит к удорожанию продукции и снижению прибыли. Рост тарифов естественных монополий, высокие налоги за землю и имущество, уплачиваемые предприятиями отрасли, также оказывают негативное влияние на финансовые результаты их работы.
К снижению рентабельности мукомольно-крупяных предприятий приводит также переработка зерна, закупаемого усельхозтоваропроизводителей, работающих на едином сельскохозяйственном налоге, из-за невозможности предъявлять в полном размере к возмещению НДС.
В результате производство муки теряет экономический смысл, так как не приносит прибыли, позволяющей развивать производство.По данным Росстата России рентабельность мукомольных предприятий составляет чуть более трёх процентов. Многие предприятия являются убыточными и близки к банкротству.
2. Большинство индустриальных высокопроизводительных мельзаводов работают с низким уровнем использования производственных мощностей (коэффициент использования около 50%), что приводит к высокой себестоимости переработки зерна и резко снижает конкурентоспособность продукции. Главной причиной низкой загрузки мельзаводов является большое количество кустарныхмукомольных производств, основная часть которых производит не учтённуюпродукцию, как правило, опасную для здоровья потребителей, из-за отсутствия у них технических возможностей для производства безопасной и качественной муки.
3. Предприятия отрасли располагают мощностями для поставок продукции на экспорт в объёме до 4 млн. тонн в год, однако на сегодняшний день без государственной поддержки фактический экспорт составляет лишь около 100 тыс. тонн в год.
4. Органы государственного управления не обеспечивают координацию деятельности предприятий отрасли, в частности, не регулируют ввод производственных мощностей, не обеспечивают достоверной информацией о наличии и потребности в сырьевых (зерновых) ресурсах, экспортно-импортной политике и т.д.
По мнению мукомольного сообщества устранить эти недостатки можно за счет создания при Минсельхозе России Агентства по пищевой и перерабатывающей промышленности.
5. До настоящего времени в стране отсутствует государственная программа по витаминизации муки, что влечет за собой низкий уровень обеспечения населения необходимыми витаминами и микроэлементами. Это противоречит «Рекомендациям по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания», утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 2 августа 2010 года № 593Н, в соответствии с которыми объём потребления муки пшеничной, обогащенной микронутриентами, должен составлять 30 – 40 кг в год на человека.
6. По-прежнему не улучшена государственная система учетав сфере производства зерна и объёмов выработанной продукции для составления объективных балансов зерна и продуктов его переработки. Отсутствие достоверных данных не позволяет принимать правильные управленческие решения и, как следствие этого, приводит кэкономическим потерям.
В целях устранения негативных тенденций в отрасли XI Съезд рекомендует Союзу мукомольных и крупяных предприятий:
1. Довести до руководства страны озабоченность мукомольного сообщества с затягиванием решения следующих вопросов:
1.1. О распространении на мукомольно-крупяные предприятия действия статьи 32 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» в части государственной регистрации всех производств, независимо от их организационно-правовой формы и объемов производимой продукции.
1.2. О создании при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации Агентства по координации работы предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, что позволит обеспечить системный подход к организации производственно-хозяйственной деятельности предприятий и создание условий для улучшения их финансовой устойчивости и развития материально-технической базы.
1.3. О приведении сельхозпроизводителей и зернопереработчиков к единой системе налогообложения.
1.4. Оразработке государственной программы по витаминизации муки.
1.5. Очастичном замещении экспорта пшеницы 3 класса на экспорт продуктов переработки зерна.
1.6. О внедрении практики утверждения баланса зерна на год с выделением пшеницы 1, 2, 3 классов для обеспечения производства муки в объёмах в соответствии с действующими нормами потребления.
2. Съезд рекомендует:
2.1. Руководителям предприятий и организаций отрасли обеспечить выполнение уставных требований НО «Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий», а также решений Съезда и Правления Союза.
2.2. Правлению Союза:
а) активизировать работу по увеличению численности членов Союза, обратив особое внимание на предприятия небольшой мощности, обеспечивающие выпуск безопасной и качественной продукции;
б) пересмотреть порядок определения размера членских взносов в зависимости от производственной мощности и объёмов выпускаемой продукции предприятием. |