[ 15.10.2012 ]
РЕЗОЛЮЦИЯ
X (XXVI) Съезда Российского Союза мукомольных
и крупяных предприятий
г. Москва
27 сентября 2012г.
Заслушав доклад Президента Союза С.В. Коломенского и выступления представителей от предприятий и организаций, Съезд отмечает, что предприятия отрасли в трудных экономических условиях истекшего периода бесперебойно обеспечивали население страны мукой и крупами.
Многие коллективы предприятий, следуя лучшим традициям российских мукомолов, за счет улучшения подготовки и совершенствования технологии переработки зерна добиваются хороших показателей выходов муки, в том числе и высоких сортов.
Проведенные в рамках Съезда «Всероссийский смотр качества муки и крупы», а также конкурс на звание «Лучшая мельница России» подтвердили высокую репутацию целого ряда предприятий – производителей высококачественной продукции. Закономерно при этом, что все участники смотра качества продукции и конкурса прошли сертификацию на предмет соответствия требованиям международных стандартов.
Вместе с тем, Съезд отмечает, что в мукомольно-крупяной промышленности продолжают иметь место негативные тенденции, которые с течением времени усугубляются и приводят к остановке и даже ликвидации предприятий:
1. В стране до настоящего времени эксплуатируется 112 мельниц общей мощностью 7 млн. тонн в год дореволюционной постройки, 2 млн. тонн в год введены ещё до 1945 года. Аналогичное положение в крупяном производстве, где устаревшая техника и технология не позволяют производить крупы широкого ассортимента и с высоким качеством. Очень низкий удельный вес производства продуктов быстрого приготовления, а также для детского и диетического питания. По производству этой продукции наша страна отстает от европейских стран в 4 раза, а от США – в 9 раз.
2. Большинство индустриальных высокопроизводительных мельзаводов работают с неполной загрузкой (до 50%), что неизбежно приводит к высокой себестоимости переработки зерна и резко снижает конкурентоспособность продукции. Низкая загрузка мельзаводов сложилась в результате высвобождения мощностей, которые производили муку в дореформенный период для снабжения республик Закавказья и Средней Азии, однако главной причиной является засилье мини-мельниц, которые производят муку по упрощенным технологиям, без лабораторного контроля и государственного учета, по-сути, контрафактную продукцию.
По этим проблемам Союз неоднократно ставил в известность государственные органы власти и просил принять меры по наведению должного порядка, однако до сих пор ничего не предпринято.
3. Крайне недостаточно используются возможности предприятий по производству муки для экспорта. В настоящее время без государственной поддержки экспортные поставки не превышают 400 тыс. тонн в год, в то время как производственные мощности и ресурсы зерна позволяют экспортировать 3 - 4 млн. тонн. Требуется соответствующая государственная поддержка, как это делается в Казахстане, где за короткий срок экспорт муки увеличился до 2,5 млн. тонн в год. В тоже время и Турция, закупая в России 3,5 млн. тонн зерна, выработанную из него муку поставляет на экспорт.
4. Важным направлением загрузки перерабатывающих предприятий является глубокая переработка зерна, потенциальные возможности которой оцениваются в объеме 15-20 млн. тонн зерна в год. Союз представил в Минсельхоз России предложения по созданию на действующих предприятиях в 2012-2020г.г. производств по глубокой переработки зерна, но они не были включены в Программу развития сельскохозяйственного производства в указанный период.
5. По данным ООН в 50-ти странах мира, в том числе высокоразвитых индустриальных государствах широко практикуется фортификация (обогащение) пшеничной муки витаминами, солями железа и другими нутриентами, жизненно необходимыми для сохранения здоровья населения.
В большинстве из них приняты государственные программы по фортификации муки, в том числе в таких странах, как Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан.
В России такой программы не принято, поэтому созданные на отдельных предприятиях линии по фортификации муки не работают из-за невостребованности.
6. Участники Съезда в связи с вступлением России в ВТО вносили предложения о необходимости разработки мероприятий по защите предприятий отрасли в ходе их адаптации к работе в условиях требований ВТО и международных стандартов, повысить уровень и роль сертификации мукомольно-крупяного производства, высказывали большую тревогу в связи с отсутствием системы подготовки специалистов и рабочих кадров, а также по другим жизненно важным вопросам.
Съезд считает, что одной из основных причин длительного не решения проблем мукомольно-крупяной промышленности является отсутствие в системе государственной исполнительной власти специального органа, полномочного координировать вопросы отрасли.
В целях устранения негативных тенденций в отрасли и недостатков на мукомольно-крупяных предприятиях X (XXVI) Съезд рекомендует Российскому Союзу мукомольных и крупяных предприятий обратиться с просьбами:
1. В Правительство Российской Федерации:
1.1. Создать при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации Агентство по пищевой и перерабатывающей промышленности для координации реализации Государственной программы развития указанных отраслей.
В связи с приданием дополнительных функций вернуть министерству прежнее название: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
1.2. Учитывая, что практически все перерабатывающие предприятия находятся в сельской местности и в одинаковых условиях с сельхозпроизводителями, - ввести для них единое налогооблажение.
1.3. Для осуществления Программы по глубокой переработки зерна и обогащению муки витаминами и микроэлементами осуществить софинансирование государством инвестиций, предназначаемых на эти цели.
1.4. Принять меры по недопущению на рынок контрафактной некачественной муки и крупы, которую поставляют производства, не оснащенные соответствующим технологическим и лабораторным оборудованием.
1.5. Разрешить предприятиям и организациям, объединенным в отраслевые союзы (ассоциации), создание внебюджетных фондов союзов (ассоциаций), для финансирования целевых программ, научно-прикладных исследований и опытно-конструкторских работ, а также модернизации и технического перевооружения действующих производств.
1.6. В целях повышения эффективности работы отраслей промышленности и координации деятельности предприятий ускорить разработку и принятие закона об отраслевых союзах и ассоциациях.
2. В Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:
2.1. Учитывая продолжающееся снижение качества производимого зерна на продовольственные цели, восстановить применение интенсивных технологий для выращивания сильных и ценных пшениц.
3. К руководителям предприятий и организаций:
3.1. Повысить активность своего участия в работе Союза, регулярно выступать со статьями в отраслевом журнале и периодической печати по проблемам производства и обмену опытом.
3.2. Систематически принимать участие в региональных и федеральных конкурсах, выставках и смотрах на лучшую продукцию, опираясь на результаты добровольной сертификации производства на соответствие требованиям международных стандартов.
3.3. Обратиться к региональным органам исполнительной власти с вопросами прекращения незаконной деятельности местных производств, выпускающих контрафактную продукцию.
3.4. Своевременно и полностью выполнять консолидированные обязанности, в том числе по уплате членских взносов. |